Юрий Петропавловский
Почетный негражданин Латвии, политтехнолог.
Под самый Новый год я рассказал про инициативу присвоить статус официальных языков ЕС нескольким языкам европейских народов — в том числе и русскому. Докладываю результаты уже проделанной работы.
Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении возможностей Европейской гражданской инициативы в соответствии с регулой ЕС 211/2011 за официальный статус языков институций Евросоюза для русского, каталанского, валлийского и других языков народов ЕС, не имеющих собственной государственности в Евросоюзе.
Спасибо сторонникам, скептикам и особенно — критикам. Дважды спасибо тем критикам, кто написал мне лично, чтобы обратить внимание на юридические аспекты нормативных документов ЕС, которые, по их предположению, могли стать препятствием для успеха проекта. Юридических препятствий нет, это подтверждено многочисленными юристами нашей фракции Европарламента Greens/EFA, но всегда полезно провести «обдувку» проекта под желательно как можно более жесткой критикой — на предмет выявления слабых или критичных деталей конструкции.
У нас есть сильные союзники
Но теперь процесс пошел, и для меня или моей партии ЗаПЧЕЛ выбор больше не зависит от нашего желания или нежелания, уверенности или неуверенности в возможности успеха. Решение о начале кампании принято на Бюро EFA, и поскольку проект поддержали даже партии, которые не имеют никаких интересов в этом проекте, кроме мотивов солидарности с теми, кому нужен успех, например, Шотландская национальная партия — Scottish National Party (SNP) и Новый фламандский альянс — Nieuw-Vlaamse Alliantie (N-VA), обратной дороги нет. На нас полагаются наши друзья и союзники — каталонцы, галисийцы, валлийцы, баски, корсиканцы, как мы полагаемся на них. И особенно надеются те, кто слабее — фризы и корнуэльцы — и те, кто не слабее, но находятся в более сложном положении — бретонцы, окситанцы и эльзасцы.
На прошедшем в Брюсселе совещании Бюро общеевропейской партии Европейский свободный альянс (European Free Alliance — EFA) обсуждено предложение депутата Европарламента от партии ЗаПЧЕЛ Татьяны Жданок о возможности всеевропейской кампании сбора подписей за предоставление статуса официальных языков Евросоюза языкам традиционных народов Европы, не имеющих собственной государственности на территории Евросоюза.
Это баскский, бретонский, валлийский, галисийский, каталанский, корсиканский, русский и фризский языки. 41 партия, которые представляют этнические интересы народов, не имеющих государственности в Евросоюзе, входят в ЕFA, и повышение статуса этих языков — одна из первоочередных политических целей альянса.
Бюро EFA изучило юридические, политические и организационные перспективы предложенной Татьяной Жданок инициативы и приняло решение о поддержке проекта и начале подготовки общеевропейской кампании силами партий EFA и общественных организаций, разделяющих цели EFA.
Бюро EFA предложило дополнить список языков, за официальный статус которых будет вестись кампания, баварским (Германия), арагонским (Испания), окситанским и эльзасским (Франция) и корнуэльским (Великобритания). Эти народы имеют достаточно большой политический потенциал и ясно выражают свою волю к повышению статуса их языков на европейском уровне.
Таким образом, решение EFA принято, началась разработка организационного плана кампании, чтобы утвердить его на ежегодной Генеральной ассамблее партий EFA, которая пройдет в Голландии в конце марта. Общеевропейский сбор подписей за официальный статус этих языков в институциях ЕС станет одним из главных стратегических проектов EFA и входящих в альянс партий в 2012 году.
Как будем собирать миллион подписей
Сбор миллиона подписей не менее чем в семи странах ЕС будет проходить в соответствии со вступающими в силу 1 апреля 2012 года правилами (регулой) ЕС 211/2011 о «Европейской гражданской инициативе».
В соответствии с этой регулой оргкомитет, в который входят минимум 7 граждан из семи разных стран Евросоюза, получает право направить в Еврокомиссию любой законопроект, относящийся к компетенции уровня ЕС, если в течение года в поддержку законопроекта будет собран миллион подписей граждан стран ЕС в целом, а в каждой из минимум семи стран набрано минимальное оговоренное число подписей в соответствии с квотами по приложению 1 к регуле 211/2011. Эти квоты пропорциональны населению каждой страны и определяются по формуле «число депутатов Европарламента от страны, умноженное на коэффициент 750».
Например, в Латвии необходимо собрать за любую «Европейскую гражданскую инициативу» 6000 голосов граждан, в Великобритании и Франции — по 54 000 голосов, в Испании — 37 500, в Ирландии — 9000.
Кампания партий EFA по сбору подписей по языковой инициативе будет вестись в Великобритании, Франции, Испании, Голландии, Германии, Латвии, Эстонии, Литве, Ирландии. В Ирландии EFA рассчитывает на голоса русских иммигрантов из Латвии, Литвы и Эстонии, которые могут поддержать в «языковом пакете» статус именно русского языка в ЕС. В 9 странах ЕС, среди них в Ирландии, учитываться будут голоса всех постоянных резидентов — граждан любой страны ЕС, а не только граждан этих стран.
Что будет, когда соберем наш миллион
В случае успеха кампании законопроект передается в Еврокомиссию, которая обязана его рассмотреть в соответствии со статьей 19 регулы 211/2011 и направить в Европарламент и Совет ЕС. Однако и Еврокомиссия, и Европарламент, и Совет ЕС могут выдвинуть возражения против утверждения законопроекта в течение двух месяцев после его регистрации. Возражения должны быть обоснованными, и в случае их необоснованности или отсутствия возражений законопроект вступает в силу после публикации в Official Journal of the European Union.
Учитывая, что пять из партий, входящих в EFA, являются правящими на региональном уровне, например, партия Новый фламандский альянс, Шотландская национальная партия и Партия Уэльса, а одних только каталонцев в Испании и Южной Франции живет более девяти миллионов, «пакетная» языковая инициатива EFA имеет вполне реальные шансы на успех.
Необходимо учитывать, что в случае такого успеха официальный статус в институциях ЕС, в том числе русского языка, не означает, что русский, каталанский или валлийский язык станут официальными на всей территории Евросоюза. Они станут рабочими официальными языками только и исключительно самих институций Евросоюза — Еврокомиссии и Европарламента, и языками официальной коммуникации жителей стран ЕС с этими организациями.
Поскольку по нормам Европейской гражданской инициативы в число инициаторов не засчитываются депутаты Европарламента и неграждане, первым официальным инициатором кампании согласился стать главный редактор интернет-портала IMHOclub.lv Юрий Алексеев.
А дальше начнется большая политика
Остальных шестерых инициаторов инициативы определят, естественно, другие партии EFA. Как я ответил критику, который написал мне лично о том, что ничто не ограничивает возможности Совета ЕС отклонить в случае успеха кампании вступление нашего законопроекта в силу, это вопрос не юридический. Это вопрос готовности или не готовности Совета ЕС увидеть на улицах миллион каталонцев, полмиллиона басков и галисийцев, тысяч двести окситанцев во Франции. Тысяч пятьдесят валлийцев.
Я беру просто примеры массовости последних акций партий и общественных движений этих народов в последние годы в случаях, когда были задеты их интересы и ценности. И еще — готовы ли будут еврократы вступить в конфликт с региональными парламентами и правительствами Каталонии, Галисии, Земли басков, Уэльса и правящими там партиями. Наше дело — набрать достаточное количество подписей и обеспечить соответствие требованиям регулы, а дальше начнется не просто политика — большая политика. Включая коалиции по голосованиям в Европарламенте на условиях «вы нам — мы вам».
Как бились за свои языки другие народы
Те, кто думает, что чего-то можно добиться, выклянчивая, заискивая и умоляя, не знают истории и не умеют извлекать из нее уроков.
Неважно, идет ли речь о референдуме по языку, по гражданству или о чем-то еще. Председатель группы EFA в Европарламенте и председатель Партии Уэльса Джилл Эванс вспоминала у нас в Риге на пресс-конференции, как тридцать лет назад активистов ее партии арестовывали и давали тюремные сроки за одно только требование официального статуса валлийского языка.
Правда, и акции в защиту валлийского в Уэльсе были жесткие. Активисты просто уничтожали вывески, дорожные знаки и указатели, на которых не было валлийского текста. Проводили потребительскую блокаду предприятий и магазинов, игнорировавших валлийский язык.
Джилл вспоминала, как Маргарет Тэтчер не просто денационализировала угольную промышленность Великобритании. Именно уэльские угольные предприятия Тэтчер приватизировала в первую очередь и обеспечила закрытие прежде всего угольных шахт Уэльса — уничтожила экономическую базу валлийского образа жизни. Стотысячные демонстрации шахтеров и валлийских активистов, водометы, армейские вертолеты, массовые аресты и слезоточивый газ — таким был язык диалога Лондона и Уэльса.
Шотландцам было легче — недаром Уния Англии и Шотландии 1707 года состоялась именно под скипетром и короной шотландской династии Стюартов.
Но созданная в 1934 году Шотландская национальная партия ничего не могла добиться, получая до трети голосов в Шотландии на общебританских выборах. В 1979 году она потерпела неудачу на референдуме о восстановлении шотландского парламента — при большинстве голосов «за», но при менее чем 33 процентах избирателей, пришедших на референдум.
Только в 1997-м на повторном референдуме большинство избирателей высказалось за восстановление парламента Шотландии. Только в 2007-м Национальная партия впервые победила на выборах в парламент Шотландии и сформировала коалиционное правительство, и только в 2011-м получила абсолютное большинство, сформировала однопартийное правительство и однозначно взяла курс на референдум о выходе из состава Великобритании, который состоится в 2014 году.
Можно перечислять и перечислять — историю подавления, сопротивления и возрождения народов и языков — каталонцев, бретонцев, басков, корсиканцев. И ни один народ Европы не получил ничего без упорной, непрерывной, многолетней борьбы за свое право быть собой. Чтобы быть европейцем, нужно иметь дерзость и мужество.