Управление этим государство не прогнило "немножко". Оно прогнило насквозь. Если 10 лет назад подлецы в госуправлении и вокруг него решали свои вопросы и кормились, но боялись и стеснялись огласки, то теперь они уже не боятся. И не стесняются.
Первый случай. Принадлежащий государству Hipotēku un zemes banka завершил прошлый год с убытками 40,7 млн. латов. Убытки банка от продажи его коммерческой части в прошлом году могли составить 28,57 млн. латов.

Председатель правления банка Роланд Панько в 2011 году в виде зарплаты получил 32 898 латов — в среднем 2740 латов в месяц. Дополнительно он получил в госбанке взносы в частные пенсионные фонды на 11 136 латов, а также премии по страхованию жизни в размере 14 126 латов. Итак, в год рекордных убытков зарплатный пакет Панько вырос с 32 800 до 64 600 латов.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Лато Лапса. Отчего спруджсы и чиганы ТАК печальны?  (140) 15. май 2013 07:08
Лато Лапса. О Гренде и правильном погружении рыла  (157) 01. май 2013 12:22
Лато Лапса. Очень коротко о том, как странно Кремль (не) скупает Латвию  (209) 24. апрель 2013 17:04
Лато Лапса. Гламурная ферма намылилась на Праздник песни  (121) 10. апрель 2013 09:24

Заместитель председателя правления Екаб Криевиньш в 2011 году в виде зарплаты получил 29 648 латов. В прошлом году — 35 326 латов, а дополнительно — 5012 латов в пенсионный план и 7724 лата на страхование здоровья.

Член правления банка, депутат Рижской думы Байба Бригмане в 2011 году в этом учреждении в виде зарплаты получила 29 309 латов, в прошлом году — 35 124 лата. А также взносы в частные пенсионные фонды в размере 10 024 латов, премии по страхованию жизни на 5012 латов и страховой полис на 7724 лата.

Член правления Гинт Аболтиньш в 2011 году заработал 29 327 латов, в прошлом году — 35 061 лат. Плюс 10 024 лата в частный пенсионный фонд, страховая премия на 6730 латов и взнос по страхованию жизни в 6006 латов.

Решение о фантастическом увеличении окладов без долгих колебаний приняло Министерство финансов под руководством Андриса Вилкса. Обоснование — необходимость "удержать" ценные руководящие кадры. Без какого-либо конкурса и оценки. Мы решили — и все, платим. А Панько за это публично благодарит своего работодателя.

Второй случай. ООО Prudentia Advisers принадлежит предприятию Prudentia. Последний публично доступный список его акционеров показывает, что один из двух хозяев фирмы — "инвестиционный банкир", любитель советов по конкурентоспособному предпринимательству Гирт Гунгайнис.

Оборот Prudentia Advisers в 2012 году, по данным Lursoft, был 689 000 латов. Но, как показывает опубликованный вечера текст соглашения контролируемой государством airBaltic и Prudentia Advisers, в 2011 году государственная авиакомпания обещала каждую неделю платить фирме Рунгайниса 13 794 лата (с НДС). За год как раз и выходит 689 000 латов.

Никакой инвестор для airBaltic не найден, никакой информации о ценных услугах правительство Валдиса Домбровскиса не дает. Зато оно только что привлекло все ту же Prudentia Advisers для решения проблем Liepājas metalurgs. Как известно, за более 10 000 латов в неделю. Без конкурса или оценки прежних результатов. Решили — и все, платим.

Третий случай. Рижское самоуправление курирует ООО Rīgas satiksme по руководством хорошо известного Леона Бемхенса. А RS в свою очередь контролирует не менее известное ООО Rīgas karte, занимающееся введением е-талона.

За последние три года член партии Андриса Америкса, политического компаньона председателя РД Нила Ушакова, Александр Брандавс (по образованию — хоровой дирижер) в виде зарплаты на обоих предприятиях получил 300 000 латов. В прошлом году — 97 000 латов.

Ни Бемхенс, ни словоохотливый Ушаков не способны объяснить, в чем заключается вклад Брандавса, оплачиваемый деньгами рижских налогоплательщиков, и как именно устанавливалась зарплата этого обер-дирижера. Решили — и все, платим.

Четвертый случай. Официальным хозяином а/о Pasažieru vilciens является Министерство сообщения под началом Анрийса Матисса. А Pasažieru vilciens принадлежит 51% акций предприятия VRC Zasulauks.

В 2009 году в правление Pasažieru vilciens был назначен некий Мартиньш Гресте. В 2011 году оказалось, что уже через месяц после его вступления в должность это предприятие начало платить за автомобиль Mercedes Benz, который приобрела в лизинг частная фирма нового члена правления. Помимо почти 2700 латов, Гресте ежемесячно получил и взнос по лизингу в размере 410 латов. Неплохая прибавка.

Когда эти факты были обнародованы, Гресте вылетел с должности, как пробка. Но ненадолго. Теперь он за очень интересную зарплату возглавляет правление VRC Zasulauks.

В личном бизнесе Гресте был поразительным неудачником. Его долги превышают 410 000 латов. Судебным решением летом 2010 года было начато дело о его неплатежеспособности.

Чтобы для господина, который баллотируется в Рижскую думу вместе с Сармите Элерте, этот процесс был более удобным и комфортным, ему на новом рабочем месте (на предприятии, которое контролируется государством!) в прошлом году за пять месяцев выплатили 13 107 латов. И не в виде зарплаты, а в виде неких "других доходов".

Кто принял это государственное решение? Как на контролируемом государством предприятии руководителю можно выплачивать не зарплату о какие-то мистические "другие доходы" (об их размере и профессионализме самого начальника вообще промолчим)? Pasažieru vilciens, в правление которого входит знаменитый оптимизатор Айгар Штокенбергс, не может или не хочет это объяснить. Решили — все, платим.

И еще парочка случаев. В 1997 году в Талси во время организованного Министерством внутренних дел мероприятия погибли девять детей. В течение последующих лет латвийское государство во всех возможных судебных инстанциях боролось, чтобы не пришлось выплатить какие-нибудь копейки родным погибших. Ведь со всей государственной ответственностью было решено — нечего платить каким-то земляным червям. Если хотят, пусть идут в суд и борются с юристами "своего" государства.

В 2006 году в результате неудачного прыжка с парашютом четыре солдата Национальных вооруженных сил упали в Даугаву. Двое из них погибли. Латвийское государство в лице Министерства обороны сделало все возможное, чтобы только не платить какие-либо дополнительные компенсации родным погибших, кроме минимума, установленного законом.

В течение пяти лет латвийское государство в лице Министерства обороны (которое тогда возглавляли Атис Слактерис, Имант Лиегис, Винет Велдре и Артис Пабрикс) боролось с родными погибших, будто лев, расходуя государственные деньги на юристов, прибегая даже к такому методу как прогул судебных заседаний.

Наконец, в этом году это государство проиграло и в последней судебной инстанции, которая присудила родным погибших солдат по громадной сумме — 20 000 латов. И эта сумма значительно меньше, чем годовые "другие доходы" некоего Гресте и даже в пять раз меньше годового оклада обер-дирижера Брандавса.

Думаю, слово "прогнившее" в отношении управления этим государством — слишком дипломатичное и мягкое. Как уже было сказано, 10 лет назад подлецы решали свои вопросы и кормились, но боялись и стеснялись огласки. Теперь они уже не боятся. И не стесняются.