http://malech.narod.ru/durilovo31.html

Эксперты Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радиовещания утверждают, что использование однокадровой вставки является стандартной методикой психологического воздействия. Между тем в лаборатории нейрофизиологии Центра психического здоровья РАМН выяснили, что слухи о воздействии таким способом на сознание больших групп людей сильно преувеличены.

Рекламный трюк

Миф о чудесном воздействии на людей 25-го кадра родился полвека назад, благодаря усилиям некоего рекламиста Джеймса Вайкери. Этот предприниматель очень хотел доказать, что его агентство обладает суперметодом, позволяющим влиять на действия потребителей. Он провел серию сомнительных экспериментов в кинотеатрах Нью-Йорка. Во время показа фильма с помощью дополнительного проектора в моменты смены кадра демонстрировались кадры рекламы всем известного шипучего напитка и попкорна. Выходя из зала, большинство зрителей спешили купить в фойе тот самый напиток и кукурузу. О чистоте эксперимента Вайкери умолчал. Хотя в кинотеатре ничего другого, кроме колы и попкорна, не продавалось.

Подтверждение теории вероятности

Кандидат культурологических наук Антон Вуйма решил испытать разрекламированную методику на своих студентах в Петербургском государственном университете. При помощи компьютера он смонтировал запись, на которой 25-м кадром шло указание посмотреть в окно. В одних случаях команда было попросту написана словами, в других - изображалась рисунком. И продемонстрировал эту запись слушателям на лекции по рекламе. Заявив, что тот, кому удастся сформулировать, что именно изображено на этом "секретном" кадре, автоматически получит зачет. - Я неоднократно устраивал эксперимент с 25-м кадром, наверное, его прошли более тысячи студентов. Но никто из них не смог сказать, что же видел. Несколько десятков человек действительно посмотрели в окно, - признает Антон Вуйма. - Однако столь мизерный процент скорее подтверждает теорию вероятности, чем эффективность методики 25-го кадра.

Мозг не успевает

Практическим изучением влияния 25-го кадра занимался руководитель лаборатории высшей нервной деятельности при Психоневрологическом институте им. В.Н. Бехтерева профессор Валерий Слезин. Этими исследованиями по вполне понятным причинам заинтересовались товарищи из КГБ. - Мы действительно экспериментировали с 25-м кадром, - рассказывает доктор биологических наук профессор Слезин. - И пришли к выводу, что мозг просто не успевает реагировать на дополнительный кадр. Это было хорошо видно на энцефалограмме - никаких всплесков активности, как, скажем, при прослушивании музыки, не наблюдалось. Так что люди либо вообще не воспринимают 25-й кадр, либо этого недостаточно для достижения эффекта внушения. Позднее мы перешли к изучению других, более действенных методов влияния на сознание человека. С этой точки зрения гораздо перспективнее опыты с определенными частотами и ритмами. Например, низкие частоты могут довести до потери рассудка, самоубийства.

Средство обогащения

Если раньше 25-й кадр был чем-то вроде пугала, которым стращали доверчивых людей, то теперь этот миф служит для обогащения предприимчивых граждан. С использованием метода 25-го кадра они обещают научить иностранным языкам, помочь избавиться от вредных привычек и лишнего веса. Услуги пользуются спросом.

Например, набор для изучения английского языка стоит до 500 долларов. Обещают, что вы расширите свой лексикон до 7 тысяч слов за два месяца. Что интересно: в набор для освоения иностранного языка входит не только заветная запись с 25-м кадром - к ней добавляют обучающие фильмы, лингафонное приложение (аудиозаписи и текстовые материалы). И по большому счету, именно эти приложения и помогают изучить язык. В инструкции по пользованию указано, что всматриваться в 25-й кадр нужно не дольше 10-15 минут - больше вредно для здоровья.

Наборы для борьбы с алкоголизмом, курением, наркоманией и ожирением стоят около 100 условных единиц. Апологеты 25-го кадра утверждают, что в этом случае формируется устойчивая психологическая установка на отказ от курения, переедания и так далее. Как показывает практика, вреда они не приносят, а кому-то благодаря силе самовнушения помогают. В медицине такой эффект называется плацебо.

Отредактировано Родновер (2011-07-31 08:37:20)