Переписывая историю и героизируя латышских легионеров Waffen SS, Латвия рискует надолго застрять в бесславном прошлом...

В психиатрии есть термин "застревание личности". Это - склонность к "застреванию аффекта", к бредовым реакциям. Обычно это люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, "упертые в одно", "зашкаленные". В эмоциональном отношении ригидны (не готовы изменять программу действий в соответствии с новыми ситуационными требованиями). Иногда могут давать аффективные вспышки, проявлять агрессию. В патологии - паранояльный психопат, т.е. человек односторонних, но стойких аффектов, берущих верх над логикой и рассудком...

Примерно подобное мы наблюдаем сейчас в латвийском обществе. Можно было бы попытаться этого не замечать, если бы все носило локальный характер. Ходят, мол, 16 марта к памятнику Свободы экс-легионеры со своими почитателями, ну и пусть ходят. Примерно так, к слову, реагируют на эти марши и в западном мире, стараясь смотреть на выходки своих европейских союзников сквозь пальцы.

Герои - мнимые и истинные

Но мы-то, живущие в Латвии, понимаем и видим масштаб происходящего. Начавшиеся 15 лет назад марши легионеров, подобно раковой опухоли, дают метастазы во все стороны. Вот уже президент Латвии призывает преклонить головы перед бывшими эсэсовцами как борцами за свободу страны. А депутаты, входящие в правящую коалицию, не ограничиваются возложением цветов к памятнику Свободы, а муссируют в Сейме вопрос присвоения легионерам статуса борцов за свободу Латвии с положенными к этому льготами и денежными надбавками к пенсиям. За счет, замечу, всех налогоплательщиков страны. О какой-то помощи со стороны государства истинным освободителям Латвии - ветеранам Великой Отечественной войны - и речи не идет (не на той стороне сражались!).

Абсурд? Для нормальных людей, боровшихся с фашизмом, для их потомков - несомненно. Только не пытайтесь убедить в этом легионеров и их сторонников. Наткнетесь на враждебную стену (помните об аффекте)... Большинство из них - потомки тех самых проигравших войну под знаменами ГИТЛЕРА. Осужденных Нюрнбергским трибуналом, несмотря на попытки оправдаться борьбой с большевизмом. Грабежи и убийства своих соседей еще до прихода в Ригу фашистов, участие в Холокосте, карательные операции в Белоруссии и Псковской области, охрана концлагерей, Минского и Варшавского гетто, сжигание живьем польских военнопленных - это тоже борьба с большевизмом?!

Как поделить легионеров на тех, кто в этом участвовал, и тех, кто был призван позднее? Просто. Не надо делать сейчас из всех них героев. Хотите помянуть павших солдат - помяните на мемориале в Лестене... А как героев вполне можно чествовать воинов генерала КУРЕЛИСА, боровшихся и против фашистов, и против красных. Но нет, об этом - третьем пути - в сегодняшней Латвии предпочитают не вспоминать. А ведь среди истинных героев тысячи тех, кто не встал под знамена СС, а ушел с оружием в лес, примкнул к партизанам...

Так нет же. Легионеры и их потомки словно застряли в прошлом, пытаясь продолжать и продолжать свою войну, отмечая 16 марта первое совместное (двух латышских дивизий Waffen SS - 15-й и 19-й) сражение с Красной Армией в Псковской области у реки Великой в 1944 году. И что самое страшное - в это бесславное прошлое усиленно втаскивают латышскую молодежь. С каждым годом в рядах марширующих с бывшими эсэсовцами по центру Риги все больше молодых людей. А накануне в школах Латвии проводятся так называемые уроки патриотизма. И любознательные детки охотно верят взрослым дядям, рассказывающим о доблестных латышских воинах СС, которые на самом-то деле (глубоко в подсознании?) боролись за свободу Латвии (присягая на верность Гитлеру). И детки радостно надевают каски легионеров и прицеливаются из "шмайсеров", из которых 70 лет назад, возможно, так же целились в безоружных людей... А более взрослые охотно раскупают настенные календари с плакатами военной поры, на которых у легионеров в петлицах стыдливо замазаны эсэсовские руны:

Сотворенный миф

Незадолго до 16 марта в Латвии вышла книга профессора истории Виты ЗЕЛЧИ и ее учеников "Воюющая память: 16 марта и 9 мая". Сама профессор, к слову, объяснила, что 16 марта начали впервые отмечать в 1952 году за рубежом "Даугавас ванаги".

"Цель - социальная реабилитация латышских легионеров, которые попали в плен в Западной Европе, как им интегрироваться в обществе и начать нормальную жизнь мирных людей. Это - день памяти потерянного поколения", - заметила в телеинтервью Первому Балтийскому каналу г-жа Зелча.

За границей оказались примерно 30 тысяч бывших легионеров. И 16 марта был объявлен днем социальной помощи (!) находившимся в бедственном положении бывшим военнопленным. Это уже в наше время под этот день подвели идеологию. Вот и получилось, что легионеры боролись за независимость Латвии, воюя на Восточном фронте...

В том же телеинтервью доктор истории Каспар ЗЕЛЛИС сказал: "Большинство историков знают, что о никакой борьбе за независимость Латвии не могли идти и речи. Но: Но в исторической памяти нашего населения этот день как бы ЭТО означает".

Добавлю только, что мифы - опасная вещь. Подобные мифы ведут лишь в тупик. И жаль, что этого не понимают государственные мужи Латвии, склоняя свои головы перед мнимыми героями. И 16 марта у памятника Свободы, и 8 мая на Братском кладбище, где перезахоронены группенфюрер СС, генеральный инспектор легиона Рудольф БАНГЕРСКИС и один из организаторов массовых расстрелов мирного населения в 1941-42 годах Волдемар ВЕЙС. Здесь же на памятной таблице значится итальянский фашистский диктатор дуче Бенито МУССОЛИНИ. И это герои Латвии, с которых надо брать пример новому поколению?